"Белазовский аккорд": ребрендинг

№ 44 (1431) 02.11.2019 - 09.11.2019 г

XVIII в Республиканский конкурс эстрадных исполнителей "Белазовский аккорд", что на днях прошел в Жодино, отпраздновал свое "совершеннолетие" дополнительным витком креатива: нашел новых друзей, изменил внешний "прикид" - и сделал все это весело, будто на "хи-хи, ха- ха ", но с истинно взрослыми смыслами. Как такое удалось?

/i/content/pi/cult/769/16622/027.JPGНачнем с того, что "Белазовский аккорд" - конкурс необычный. Крупнейшее в стране предприятие уже несколько лет подряд проводить не очередное корпоративное соревнование, а поиск и поддержку эстрадных певческого талантов по всей стране. В этом году "БелАЗ" начал делать это не только собственными силами и с помощью профсоюзов, а в полном смысле коллегиально, найдя взаимопонимание с городскими властями, притянув многочисленных спонсоров. Партнерами выступили несколько наших предприятий и учреждений. Генеральным партнером - в общем стала одна из крупных российских компаний, а ее представитель приехал на сам конкурс, заинтересованы симбиозом искусства с экономикой.

Член жюри, председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич неоднократно отмечала такую ​​жодинскую риса, как щедрость и гостеприимство. Действительно, в мире развивается сплошная конкурсная индустрия в сфере эстрады. Подобные конкурсы, особенно за рубежом, сопровождаются немалыми вступительными взносами на старте и выдачей бумажных дипломов на финише. Да и во время соревнований конкурсанты сами оплачивают свое жилье и питание. А "Белазовский аккорд" не требует от конкурсантов ничего, кроме художественных результатов, обеспечивает для этого все условия. И награждает победителей отнюдь не скромными ценными призами - тут и "навороченные" смартфоны, и нетбуки, телевизоры, другая электроника.

При этом проводится хороший предварительный отбор - нет по географическому принципу, чтобы от каждого региона было одинаковое количество представителей, а по собственно художественных предпочтениях, где учитывается не одно голос, но и репертуар.

/i/content/pi/cult/769/16622/028.JPGКонкурс привлекает внимание к белорусских песен, причем не к узкому их круг, что кочует из одного показа на другой, а ко все новым наименований и имен авторов. И ежегодно по результатам составления конкурсных программ выдает компакт-диск с записями именно белорусскоязычной части конкурса, так как вторая песня в исполнении конкурсанта может быть какой угодно - по собственному выбору.

К тому же, белорусские песни исполняются в сопровождении оркестра. Несколько раз приглашали Президентский оркестр Беларуси, последние же два года на сцене Дворца культуры "БелАЗ" царствовать Образцово-показательный оркестр Вооруженных Сил Беларуси во главе с художественным руководителем Евгением Довжик. Поэтому, считайте, это еще и вдвое патриотическое воспитание. Что же до собственно музыкальной составляющей, то этот коллектив очень ответственно отнесся к работе с конкурсантами. Аранжировки были сделаны, как выразился один из членов жюри, очень корректны (добавим: тактичные, сберегательные для молодых голосов). Да и во время выступления надо было видеть, с какой почти родительской теплотой дирижер относился к каждому солиста, поддерживал эмоционально и собственно музыкально, даже если кто-то "проморгал" свое вступление.

Как Белазовский самосвалы наращивают свою грузоподъемность (до 450 тонн довели), так и конкурс добавляет себе веса в музыкальном мире. Один только состав жюри чего стоит! Ведь есть там и теоретики, и практики - все те, кто может дать полезные советы, провести мастер-класс, помочь в дальнейшем развитии: Виктор Бабарикин (председатель), Олег Елисеенков, Леонид Ширин, Олег Хоменко, режиссер Владислава Артюковская, управляющая Молодежном театром эстрады (кстати, там буквально накануне проводился собственный кастинг).

При всей такой серьезности намерений в этом году конкурс приобрел небывалый энтузиазм, зрелищность, смело двинулся в сторону привлекательного для широкой публики шоу, не перейдя границы хорошего вкуса и особой интеллигентности. Эти две сферы - подлинного искусства и развлекательных шоу - зачастую находятся на разных полюсах. А тут они сплотились, образовав, так сказать, "разумное шоу".

На четырех светодиодных экранах появлялись не только присланные конкурсантами визитки и крупные планы выступлений, но и утонченный видеоконтент, созданный к той или иной песни и отстроен в соответствии с ее драматургией, содержанием, смысловыми оттенками (художник - Елена Штурма). Ну просто сплошные клипы! Жаль, что все это не снимается телевидением и не идет в эфир. Когда-то, помню, это объясняли отсутствием хорошей "картинки". Но теперь конкурс стал истинно зрелищным! Заключительный концерт, как никогда, наполнился игровыми моментами, импровизацией, неожиданными сюрпризами, живым музицирования членов жюри и организаторов. Вот где был настоящий праздник музыки!

Свое духовое прошлое вспомнил директор Дворца культуры "БелАЗ", руководитель пастановчай группы конкурса Геннадий Смольский. Love story в его исполнении на трубе получилась не тихо-романтической, а победоносной, даже уверенно ожидания. Взяв с него пример, председатель жюри также ухватил в оркестрантов тромбон и провел на нем причудливое соло, а потом переключился на дирижирование. Неслучайно ведущая Лариса Грибалёва и назвала это в хорошем смысле слова музыкальной вакханалией.

А что же конкурсанты? Их общий уровень был в этом году высоким, но вполне готовых артистов, к сожалению, не оказалось: у каждого впереди - много работы по дальнейшему совершенствованию. Гран-при завоевала студентка БДУКиМа Ангелина Василевская с отличительной джазовой манерой. Да на заключительном концерте в ее исполнении вдруг появилась некоторая развязанасць - возможно, от волнения. Красивый академический бас с некоторым оттенком баритона, присущий выпускнику Минского колледжа искусств, первокурснику нашей Академии музыки Антону Карчевский, привлек не только жюри, но и широкую публику. В результате парень стал обладателем первой премии и приза зрительских симпатий. Вторую премию получила Аполлинария Коваленко из Могилева, третью и огромный букет от спонсоров (ну просто "миллион красных роз") - Карина Ромыш из Жодино. Это певица была чуть ли не единственной, от кого буквально выпраменьвалася позитивная энергетика, так как девушка не "боролась" с последних сил, а искренне дарила слушателям свою любовь - к ним и к музыке. Специальными призами были награждены Ольга Крамлёва из Тобольска, которая учится в Минском колледже искусств, Мила Старарусава из Орши, Николь Фургал из Витебска, Никита Адамчук из Барановичей.

Я намеренно не называю здесь номинации, так как они не всегда были верными. Жюри не раз оказывалась в ситуации, когда хотелось отметить кого-то из участников за какую исполнительскую риса - а дипломы заранее "прописаны" другими формулировками: "За сценическое обаяние", "За любовь к родной песне" и так далее. Наверное, в дальнейшем организаторам лучше избегать такой конкретики, определяя только саму количество призов: их названия жюри придумает самостоятельно, исходя из творческих индивидуальностей конкурсантов.

Победителем слушательскими голосования, по традиции шло накануне Жодинского соревнования на радиостанции "Минская волна", стал минчанин Дмитрий Чижик, набрав 1759 голосов. Дипломом «За лучшую песню конкурса" был отмечен также народный артист Беларуси, известный композитор Валерий Иванов.

Всего два балла не хватило второкурсницы упомянутого столичного колледжа Лилианы Камоцкой, чтобы попасть в список отмеченных. На заключительном концерте она превратила свою "Видьмо" ( "Колдуньи") буквально в сцену из мюзикла-триллера, вызвав овации. А во время конкурсных паслуховванняв - просто прокричала, да только.

Нынешний "Белазовский аккорд" дал повод рассуждать не только об уровне участников, но и о роли этого конкурса в развитии общей музыкальной культуры города. Об принесен конкурсом плоды свидетельствовал хороший вкус слушателей, склонных, как выяснилось, до оперного вокала. А еще - прекрасная поющая подготовка тех Жодино, которые выходили на сцену. Имею в виду не только упомянутую лауреатку Карину Ромыш, но и ансамбль "Новый день" Дворца культуры "БелАЗ". За несколько лет, как я впервые услышала этот коллектив, он очень вырос.

В городе - всего одна Детская музыкальная школа искусств. Нет ни соответствующих колледжей, где готовились бы местные кадры, ни широко развитой художественной инфраструктуры, присущей тем же областным центром. Но город буквально дышит эстетикой красоты и душевной уюта. И немалая роль в этом принадлежит, в том числе, конкурса, который аккумулирует вокруг себя особую художественную ауру.

Автор: Надежда БУНЦЭВИЧ
редактор отдела газеты "Культура"

(c) 2019. Дворец культуры ОАО «БЕЛАЗ»-управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»