«Эффект бабочки» белазовского конкурса

«Жодинские вести», 29.09.11 г.


Педантичный Геннадий СМОЛЬСКИЙ несколько лет неизменно поправлял журналистов: «Белазовский аккорд» - не фестиваль, «Белазовский аккорд» - конкурс». Для кого-то разница невелика, но для председателя оргкомитета принципиальна. Фестиваль - это праздник, конкурс - соревнование. В разделении этих понятий сама суть «Белазовского аккорда» - мероприятия, преследующего серьезную цель выявления новых талантов, призванного сыграть если не определяющую, то значимую роль в судьбе молодых дарований. А, быть может, и во всем национальном эстрадном искусстве, эффектом бабочки.

«Бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии» (Лоренц Эдвард НОРТОН).

Впрочем, надеюсь, на этот раз уважаемый Геннадий Анатольевич меня простит, если я назову юбилейный, десятый «Белазовский аккорд» фестивалем -- праздником, в котором приняли участие победители и призеры прежних лет. Многие из этих «бабочек», когда-то расправивших нежные крылышки на жодинской сцене, сегодня уже занимают видное место на белорусской эстраде, формируют ее новый имидж, являют новые тенденции. На концерте открытия звучало много регалий этих исполнителей, перечислялись национальные и международные конкурсы, в которых они принимали участие и занимали призовые места; и что характерно -- все даты этих конкурсов, этих дипломов были позже года их выступления на «Белазовском аккорде», а значит, в Жодино был их первый триумф, первая победа, позволившая поверить в себя, с новой силой сделать взмах крыльями и устремиться выше, выше, выше...

Участие в концерте открытия конкурса и гала-концерте лауреатов прежних лет, а также ведущих разных конкурсных дней МИЛАНЫ, Виталия КАРПАНОВА, Ларисы ГРИБАЛЕВОЙ, ДЯДИ ВАНИ, и члена жюри Ирины ДОРОФЕЕВОЙ как раз и придали юбилейному «Белазовскому аккорду» тот самый фестивальный оттенок -- настолько получилось разнопланово, многожанрово, зрелищно, феерично. Показалось даже, когда генеральный директор БелАЗа Петр ПАРХОМЧИК дружески за локоток привлек к микрофону мэра города Михаила ОМЕЛЬЯНЧУКА, что эти достойные мужи, увлеченные общим порывом, сейчас сами запоют, но они лишь вполне синхронно, в приподнятом тоне продекламировали: «Десятый Республиканский конкурс молодых эстрадных исполнителей «Белазовский аккорд» объявляется открытым».

Но, конечно, главной составляющей юбилейного «Аккорда», его доминантой стал собственно конкурс.

Накануне в интервью нашей газете Геннадий СМОЛЬСКИЙ не лукавил с целью подогревания интереса и поддержания интриги, говоря о сильном и ровном подборе конкурсантов. Жюри под председательством народного артиста Беларуси композитора Эдуарда ЗАРИЦКОГО явно пришлось непросто при определении победителей. Так нечасто бывает, что, когда уже названы лауреаты, слушая их выступления, всё еще не можешь для себя решить: совпадает ли мнение жюри с твоим собственным, по каким соображениям одного призера поставили выше другого, чем взяла обладательница Гран-при. Это и есть свидетельство высокого уровня, когда нюансы заметны лишь профессионалам, как художественному руководителю и главному дирижеру Президентского оркестра Республики Беларусь Виктору БАБАРИКИНУ, дебютировавшему в жюри «Белазовского аккорда - 2011». Хотя и жодинского зрителя дилетантом не назовешь -- обладательнице «Приза зрительских симпатий» Веронике ЧЕРНЯВСКОЙ жюри присудило второе место; талант -- он всем очевиден!

Что до личных пристрастий, то очень понравилась в этом году жодинская конкурсантка. И вовсе не из земляческих соображений. Жюри удостоило Наталью КИРЕЕНКО специального приза «Исполнительская самобытность», а я бы назвал это самоотдачей. Каждое мгновение нахождения на сцене Наташа использовала для того, чтобы дарить себя зрителям. Казалось (или так и есть), она и вовсе не думала о том, что участвует в конкурсе, не старалась произвести впечатление на жюри, а просто с удовольствием делала любимое дело. Да, и ни капли самолюбования при этом, чистая искренность. Наш фотокорр, не присутствовавший на конкурсном дне, при выступлении Наташи на гала-концерте не отлипал от сцены, а, вернувшись, поделился:

-- Вот это работа! Всю себя отдает, живет в песне. Знаешь, по-моему, из всех жодинцев, которые раньше в конкурсе участвовали, она -- лучшая.

-- Полностью с вами согласен, коллега!

Пожалуй, у обладательницы Гран-при минчанки Анастасии ШЕВЕРЕНКО лишь эмоций и не хватило. Зато голос -- без вопросов -- волшебный, наполненный скрытой силой. Ух, что-то будет, когда Настя использует все его резервы! Перове место вокального ансамбля «Ноктюрн» из российского Железногорска тоже возражений не вызывает: выбрать для исполнения в Беларуси легендарную «Купалинку», внеся свои оттенки в каноническое ее звучание -- для этого надо обладать здоровой творческой наглостью. В хорошем смысле, разумеется.

Следующий «Белазовский аккорд» уже не будет юбилейным. Но есть пожелание, чтобы его организаторы не отказывались от трехдневного формата, ведь никакой гала-концерт уже не вместит всех бывших участников, которых так хочется увидеть вновь.

 

Виктор ГЛУШКО.
(c) 2025. Дворец культуры ОАО «БЕЛАЗ»-управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»